xyh_polar (xyh_polar) wrote,
xyh_polar
xyh_polar

Воздушная катастрофа в Тифлисе 22 марта 1925 г.

Красный Север, 1925, №67

Воздушная катастрофа в Тифлисе.
При аварии аэроплана трагически погибли: зампред Совнаркома ЗСФСР тов. Мясников, председатель Зак. ЧК тов. Могилевский и замнарком РКИ тов. Атарбеков.
Сообщение президиума ЦИК СССР.
МОСКВА; 23 марта. Президиум ЦИК СССР с глубокой скорбью извещает о трагической гибели члена президиума ЦИК СССР Александра Федоровича Мясникова и членов ЦИК СССР т. т. Соломона Григорьевича Могилевского и Георга Александровича Атарбекова, последовавшей 22-го марта, при перелете на аэроплане из Тифлиса в Сухум на съезд советов.
Президиум ЦИК СССР с глубокой скорбью извещает о кончине члена ЦИК СССР тов. Мирона Константиновича Владимирова, последовавшей после тяжелой болезни в городе Нерви.
Тяжелая утрата.
ТИФЛИС, 22 марта. Сегодня 22 марта, в 12 часов, 10 минут дня, вблизи Дидубсийского аэродрома трагически погибли, вследствие аварии аэроплана "Юнкерс", заместитель председателя Совнаркома ЗСФСР, член президиума ЦИК СССР и член РВС СССР и кавказской Красной армии тов. Мясников, председатель Закавказской Чрезвычайной Комиссии т. Могилевский, замнарком РКИ ЗСФСР и уполнаркомпочтепь СССР в ЗСФСР тов. Атарбеков и два летчика т.т. Шпиль и Сагорадзе.
Президиум ЗакЦИК и Заксовнарком постановили дни 22, 23, 24 и 25 марта сего года по всей территории ЗСФСР объявить днями траура.
Подробности катастрофы.
ТОВ. МЯСНИКОВ И ЛЕТЧИК САГОРАДЗЕ УБИТЫ ПРИ ПАДЕНИИ И СГОРЕЛИ. ТОВАРИЩИ МОГИЛЕВСКИЙ И АТАРБЕКОВ ВЫБРОСИВШИЕСЯ ИЗ АППАРАТА, ИЗУВЕЧЕНЫ. ОБА ТРУПА ОБЕЗОБРАЖЕНЫ. САМОЛЕТ РАЗБИТ ВДРЕБЕЗГИ.
ТИФЛИС, 22 марта. В 11 часов 11 минут утра с аэродрома общества Закавио на самолете Юнкерс вылетели т.т. Мясников, Атарбеков и Могилевский.
Тов. Мясников направлялся в Сухум на съезд советов Абхазии. Тов. Атарбеков и тов. Могилевский направлялись туда же по служебным делам.
Самолет находился под управлением летчика Шпиля и его помощника Сагорадзе.
В 12 часов футбольной командой железнодорожников в районе предместья Тифлиса — Дидубе было замечено, как летевший на высоте 300 метров самолет стал окутываться дымом со стороны левого крыла, после чего он круто изменил направление, как бы идя на посадку.
Снизившись до высоты не более 7—10 метров самолет перешел на пикирование (падение в вертикальном направлении).
В этот момент было замечено, как из самолета выбросились на землю 2 человеческие фигуры. Как в последствии выяснилось это были товарищи Могилевский и Атарбеков.
При падении самолета на землю последовал взрыв 2-х бензиновых баков. Падение самолета и трагическая гибель пассажиров и пилота имели место за предместьем Тифлиса Дидубе, близ немецкой колонии.
Самолет разбит вдребезги. В совершенно обуглившихся трупах едва можно узнать товарища Мясникова и летчика Сагорадзе, оставшихся до момента падения в кабинке самолета. Тов. Мясников и Сагорадзе убиты при падении и сгорели будучи облиты бензином взорвавшегося при падении бака.
Товарищи Могилевский и Атарбеков, выбросившиеся из аппарата изувечены. Крупных ожогов на них не видно. У тов. Могилевского разбиты ноги и руки. У тов. Атарбекова размозжена голова. Оба трупа обезображены.
Установлено, что самолет загорелся в воздухе.
Сообщение о трагической гибели т.т. Мясникова, Атарбекова и Могилевского было получено во дворце перед открытием траурного заседания памяти тов. Нариманова.
Немедленно присутствовавшие отправились на место катастрофы. Печальная весть быстро разнеслась по всему городу. Тревожные гудки оповестили рабочих прилегающего Ленинского района о катастрофе.
В 3 часа дня траурная процессия на пяти катафалках, в сопровождении членов правительства ЗСФСР и ССР Грузии, президиума Закавказского комитета РКП, представителей партийных и рабочих организаций направилась в город.
Вблизи сада Муштарид гробы с трагически погибшими товарищами были встречены траурной процессией рабочих. Похороны погибших т.т. Мясникова, Атарбекова и Могилевского состоятся 25 марта.
Сегодня во дворце состоялось первое заседание комиссии по организации похорон.

Красный Север, 1925, №68



Подробности катастрофы в Тифлисе.
Комиссия по расследованию причин Тифлисской катастрофы.
ТИФЛИС, 23 марта. Совнарком Закавказья назначил специальную комиссию экспертов под председательством командующего кавказской Крас ной армией тов. Корка для выяснения причин катастрофы, жертвами которой стали т.т. Мясников, Могилевский и Атарбеков.
В главной больнице республики, трупы погибших товарищей подверглись очистке, изувеченные части тела собраны. Комиссия врачей устанавливает картину увечий и ожогов в их последовательности.
Этим будет дана возможность, в дополнение к расследованию, производимому специальной комиссией, установить ближайшие причины катастрофы.
Дополнительно сообщают, что весь аппаарат «Юнкерс» сгорел за исключением одного колеса. Мотор ушел в землю.
Огонь сначала появился под колесами в трубках мотора. Через две минуты, после появления дыма в воздухе, очевидцы заметили как остановился пропеллер.

Результаты расследования.
СГОРАНИЕ САМОЛЕТА ПРОИЗОШЛО НЕ ОТ МОТОРА И НЕ ОТ ПОРЧИ ИЛИ НЕИСПРАВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.
ТИФЛИС, 23 марта. Особая комиссия, расследовав обстоятельства катастрофы самолета «Юнкерс», при которой погибли товарищи: Мясников, Могилевский, Атарбеков и два летчика, установила следующее:
Самолет «Юнкерс» был готов к вылету утром 21. Утром 22-го на самолете был заменен пропеллер; после замены пропеллера была произведена проба мотора, показавшаяся удовлетворительной. Пилот Шпиль и механик Леман освидетельствовали все органы управления самолета. Все оказалось в исправности.
В 11 ч. З0 м. на аэродром прибыли т.т. Мясников, Атарбеков и Могилевский. В 11 час. 50 мин. самолет поднялся в воздух, направившись на юго-восток, в связи с юго-восточным ветром.
Около 12 час. 5 минут дежурный по канцелярии аэродрома получил сведения с центральной телефонной станции Тифлиса:
Летит «Юнкерс», горит. Спустя 5—6 минут было получено в канцелярии аэродрома сведения, что «видно как у железнодорожных мастерских самолет сел».
На место аварии были отравлены военные летчики Лункевич и Жуков, механик-моторник и красноармейцы.
По показанию местных жителей у реки Грама-Геле самолет, появившийся из-за гор в воздухе горел. Был виден дым и пламя высотой до двух сажен.
Самолет в районе Грама-Геле повернул на Юг, постепенно снижаясь и пошел в сторону скакового круга.
Не доходя скакового круга на полторы версты, самолет резко повернул на вертикальный спуск: в этот момент из кабины один за другим выпали два пассажира. Из самолета, не упавшего на землю, выпал также третий.
Впоследствии оказалось, что выпали т.т. Атарбеков, Могилевский и пилот Шпиль.
При ударе самолета о землю произошел сильный взрыв бензинных баков, отчего взорвался самолет, под обломками которого обгорели тов. Мясников и Сагорадзе.
Техническим осмотром обломков самолета и мотора комиссией установлено, что самолет загорелся не вследствие неисправности мотора и арматуры. Вся система управления оказалась в хорошо сохранившемся состоянии, на основании чего можно заключить, что резкое пикирование в момент аварии произошло не вследствие порчи органов управления. Никаких дефектов бензино-провода и на местах их прикрепления к баку находящихся под крыльями, не установлено.
Вывод аварийной комиссии: сгорание самолета произошло не от мотора и не от порчи или неисправности органов управления. Предположительно пожар на самолете начался внутри пассажирской кабины, возможно от неосторожного обращения с огнем при курении. (Откуда пожар мог распространиться на 18-ти литровый резервуар, подающий бензин самотеком в корбюратар).

Tags: 1925, Тифлис, аварии, авиация, катастрофы, старые газеты
Subscribe

Posts from This Journal “катастрофы” Tag

  • Железнодорожные катастрофы. 1924 г.

    Красный Север, 1925, №72 КРУШЕНИЕ ТОВАРО-ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА. ИРКУТСК, 27 марта. Вчера в 44 верстах от Иркутска потерпел полное крушение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments