xyh_polar (xyh_polar) wrote,
xyh_polar
xyh_polar

Земляки. Радист Полянский

Красный Север, 1968, №285
РАДИСТ С ЛЕДОКОЛА «ГЕОРГИЙ СЕДОВ»
В конце октября 1937 года ледоколы «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» встали на зимовку в море Лаптевых. Зажатые дрейфующими льдами, они стали двигаться на север. Ледокол «Ермак», посланный на помощь, сумел вырвать из ледяного плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов», у которого был сломан руль, освободить не удалось. Было принято решение оставить его в дрейфе как подвижную научно-исследовательскую станцию. Полярники, оставшиеся на корабле, были обеспечены продовольствием, теплой одеждой, оборудованием.
За время дрейфа моряки-седовцы под командованием капитана К. С. Бадигина изучали природу Арктики, вели метеорологические и астрономические наблюдения, измеряли глубины моря, скорость течений, собрали чрезвычайно ценный материал.
Успешному дрейфу «Георгия Седова» во многом способствовала бесперебойная работа рации, которую обеспечивал старший радист корабля Александр Александрович Полянский, наш земляк. Он родился в семье крестьянина деревни Полянки Турундаевской волости Вологодского уезда в 1902 году. Ему было пять лет, когда семья переехала в Архангельск. Родители рано умерли, и заботы о детях приняла на себя старшая сестра. В 1921 году Саша Полянский окончил радиошколу при службе наблюдения и связи Северного моря, работал радистом на Мурманском побережье. После службы в Военно-Морском Флоте плавал на судах торгового морского флота, избороздил немало морей.
Радист — душа морского судна. Поистине душой каждого судна, на котором ему приходилось плавать, был Александр Полянский. «Этот радист — кудесник», — говорил о нем капитан моторного бота «Нерпа».
На борт «Седова» А. А. Полянский пришел летом 1937 года, будучи уже прославленным мастером радиосвязи. «Прекрасный полярник. Отлично знает свое дело..., не теряется в любой обстановке. Пользуется большим уважением и любовью седовцев», — говорил о нем вскоре капитан «Георгия Седова» К. С. Бадигин.
С исключительной точностью работал Александр Александрович во время съемки людей с дрейфующих судов — по его сигналам самолеты быстро отыскивали корабли, несмотря на плотные облака.
Когда решено было зимовать, он прежде всего позаботился об организации аварийной радиостанции. Возможности зарядки аккумуляторов были ограничены, но Полянский сумел преодолеть все трудности и за два с лишним года дрейфа не было ни одного перебоя связи с «Георгием Седовым». Постоянно поступали радиограммы со всех концов страны, принимались материалы XVIII съезда партии, сессий Верховного Совета, бюллетени политуправления Главсевморпути. Благодаря безукоризненной работе А. А. Полянского и его помощника Н. М. Бекасова, седовцы в продолжении всего дрейфа знали, что происходит в стране и за рубежом.
Проводя большую научную работу, отражая атаки льдов, команда «Георгия Седова» ремонтировала судно, готовила его к самостоятельному плаванию. В ноябре 1939 года, перейдя меридиан Шпицбергена, дрейфующий корабль стал двигаться на юг. Навстречу ему был направлен линейный ледокол. В эти дни, когда вся команда была занята на авральных работах, А. А. Полянскому приходилось нести круглосуточную вахту, «спать в рассрочку», как писал он в дневнике, чтобы каждые два часа связываться с идущим навстречу судном.
По возвращении из дрейфа был подведен итог работы радиостанции. За 812 дней А. Л. Полянским и его помощником Н. М. Бекасовым было принято и передано радиограмм с общим количеством в 756982 слова.
Экипаж «Георгия Седова» выполнил большую и важную работу по изучению Арктики. Значительная заслуга в этом принадлежит А. А. Полянскому, опытному радисту и полярнику, вся жизнь которого была связана с Севером, морем, товарищами-полярниками.
Т. ВОРОПАНОВА.
От редакции. К сожалению, ни автор данной статьи, ни редакция не располагают другими сведениями о нашем земляке, одном из первых Героев Советского Союза А. А. Полянском. Просьба к читателям, знавшим Полянского, написать к нам в газету.


Записки о жизни и работе на ледокольном пароходе `Георгий Седов`, дрейфовавшем с 23 октября 1937 г. по 13 января 1940 г. в Северном Ледовитом океане, составленные членами экипажа. М. Л. Издательство Главсевморпути 1940
2.jpg
2.jpg

После завершения дрейфа на «Г. Седове» Александр Александрович с 1941 года возглавлял полярные станций острова Белый, Маре-Сале, острова Андрея, В 1951 году он получил назначение на полярную станцию острова Гейберга. Но к месту новой службы не доехал. Смерть, которой полярник не раз смотрел в глаза, подстерегла его в пути. Он скончался 5 октября 1951 года в полном расцвете творческих сил.
Похоронен в Архангельске на Соломбальском кладбище.
2.jpg

Остров Белый
Полянский.jpg
https://igor113.livejournal.com/843434.html
Tags: Вологодская область, Полярные радисты, Старые газеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments