xyh_polar (xyh_polar) wrote,
xyh_polar
xyh_polar

Categories:

Островский Б. Г. Треть века подо льдом. 1931. (Глава I)


I

Саломон-Август Андрэ

Саломон-Август Андрэ, швед по происхождению, родился 18 октября 1854 г. Его отец был аптекарем. Чрезвычайно своенравный мальчик, не поддававшийся шаблонной системе воспитания, с детства обнаружил большую склонность к естествознанию. В юношеском возрасте, не оставляя занятий естествознанием, он заинтересовывается техникой и в частности воздухоплаванием, бывшим тогда в самом зачаточном периоде развития. Его пылкому воображению грезятся самые заманчивые перспективы развития воздушных сообщений в будущем. У него родятся смелые планы, осуществить которые надлежит ему самому. Но нужно прежде всего образование, нужно стать хозяином в своей области, нужно ознакомиться с основами техники во всем ее объеме. И он поступает в высшее техническое училище в Стокгольме, которое и оканчивает успешно со званием инженера.
Воздухоплавание всецело теперь приковывает Андрэ. В Филадельфии, в Америке гремит имя известного воздухоплавателя Визе. Это крупнейший мировой авторитет в то время в этой области. Андре тянет к Визе, — ведь воздухоплавателей так мало в Европе. Он должен получить от Визе толчок для продуктивной работы в излюбленной области, Визе несомненно посвятит его в свое искусство, — так думает Андрэ. И вот с большими трудностями, испытывая на каждом шагу тягостную нужду, Андрэ отправляется в Америку, к Визе. Необеспеченность и полуголодное существование в Америке тяжело отзываются на здоровье Андрэ. Через полгода он оставляет Америку и отправляется домой. Сведения об американском периоде жизни Андрэ крайне смутны и не дают нам положительного основания судить о том, вынес ли он что-нибудь непосредственно от воздухоплавателя Визе или нет. Совершенно достоверно лишь, что по возвращении из Америки Андрэ весь во власти идеи управляемого аэростата. Но каким образом посвятить себя
— 12 —
всецело любимой идее необеспеченному Андрэ в век величайшего невнимания к завоеванию воздушной стихии, — Андрэ не знает, и никто ему не ответит на это.
Известно, какое громадное влияние на погоду всего северного полушария земли оказывают метеорологические явления, происходящие в северной полярной области, и как важно научно овладеть всеми подробностями этих явлений. В виду большой заинтересованности в этих работах целого ряда приполярных стран, известный полярный путешественник Карл Вайпрехт (Вайпрехт открыл в 1873 г. Землю Франца-Иосифа) на международном конгрессе натуралистов, собравшемся в Вене в 1875 г., подал проект организации так наз. международного полярного года, в продолжение которого работа различных национальных учреждений была бы объединена общей программой исследований и велась в течение этого времени по согласованному плану. Проект этот был блестяще осуществлен уже после смерти Вайпрехта в 1882 г. Научные результаты проведения первого международного полярного года имели огромное значение на все последующее развитие наших знаний об Арктике и Антарктике {1}.
Андрэ принимает самое горячее участие в проведении полярного года. Ему предоставляется возможность oтправиться на Шпицберген в качестве начальника тамошней полярной метеорологической станции, и в частности производить аэрологические работы по изучению атмосферного электричества. В итоге работ Андрэ на Шпицбергене его станция оказалась наилучшей как по количеству, так и по качеству выполненных работ из всех 13 мировых станций. За время пребывания Андрэ на Шпицбергене в работах станции не было ни одного перерыва. Регулярные наблюдения выполнялись даже при самых неблагоприятных условиях погоды. Сам Андрэ, пытаясь установить закономерную связь между колебаниями напряжения земного магнетизма и содержанием электричества в атмосфере, произвел за год 15. 000 наблюдений.
Совершенно безвестный до сей поры, Андрэ обращает теперь на себя внимание. Королевское общество воздухоплавания в Стокгольме отмечает его работу на Шпицбергене похвальным отзывом.
В 1885 г. Андрэ приглашается на работу в Стокгольмское бюро по выдаче технических патентов изобретателям старшим инженером.
{1} В 1932/33 г. в ознаменование 50-летия со дня кончены Вайпрехта, при активном участии СССР, будет проведен второй международный полярный год.
— 13 —
Громадная трудоспособность, хорошее знание технических средств и возможностей, умелое применение своих знаний к практике и жизни, живой интерес к естествознанию, безграничная вера в будущий прогресс техники, которой предстоит, по его мнению, завоевать весь мир, — привлекали и покоряли ему людей предприимчивого склада, практических и, наоборот, отталкивали натуры созерцательные, с уклоном к эстетизму. Когда он появлялся в обществе последних, он расстраивал всю компанию, от него бежали. Настойчивость Андрэ среди знавших его вошла в поговорку. Если он ставил себе вопрос, он не оставлял его, пока не разрешал. Всякий свой план он серьезно обдумывал и впустую ничего не делал. На него можно было положиться, как на каменную стену. Его девизом было любимое его правило: „лучше один раз сказать и сто раз действовать, чем сто раз сказать и ничего не сделать". Для Андрэ вовсе не существовало ни музыки, ни живописи, ни изящной литературы. Когда его однажды спросили, читал ли он, и назвали одно из мировых произведений литературы, он ответил, что читал в детстве приключения барона Мюнхгаузена, „но ведь это одно и то же“, — серьезно добавил он.
Полная атрофия эстетического чувства не помешала Андрэ быть провидцем многого того, что осуществляется в наши дни. Андрэ был фанатиком самого широкого использования достижений техники во всех областях жизни. Он непоколебимо верил, что техника и только техника преобразит в caмом недалеком будущем весь мир и общество. „Наука не в силах будет догнать технику через несколько лет“, — утверждал он. „Техника через несколько десятков лет будет решать такие проблемы, о которых только сможет мечтать наука. Подумайте только об электричестве", — добавлял Андрэ.
Андрэ был самым горячим поборником равноправия женщин. Он нередко высказывал оригинальную мысль, что в будущем огромный прогресс индустрии потребует самого активного участия женщин в строительстве жизни и на производстве, что так или иначе освободит ее от дома и даст ей равноправие. Домашняя же жизнь, ее грязная скучная сторона, будет механизирована с прогрессом той же техники. Свои мысли, чрезвычайно интересные и важные для настоящего времени, о внедрении женского труда в производство, по вопросу о разделении труда и проч. он изложил в своей книге „Индустрия и женский вопрос".
Более обеспеченное положение, с приглашением Андрэ на службу в Бюро патентов, а главное — поддержка, которую ему начали оказывать заинтересованные учреждения,
— 14 —
позволили Андрэ отдаться своему любимому делу — воздухоплаванию. Уже и раньше, еще в 1876 г., Андрэ подымался на воздушном шаре и совершил несколько удачных полетов. Теперь же он совершает полеты более регулярно, а в 1893 г. ему предоставляются средства для сооружения баллона. Его „Свеа“ совершает девять замечательных полетов над Балтийским морем. К каждому полету он тщательно подготовляется. Забирает с собой научные приборы, с помощью которых изучает течение воздушных. слоев, влажность воздуха и пр. В один из своих полетов, когда он в бурную погоду носился над Балтийским морем в продолжение 10 часов Андрэ достиг мирового рекорда высоты подъема на воздушном шаре, а именно 4387 метров над уровнем моря. Из всех воздухоплавателей Андрэ первый попытался придать воздушному шару управляемость с помощью парусов, натянутых на укрепленные в нижней части баллона две рейки.
Позже Андрэ установил другой рекорд: оч покрыл 400 км в 4 3/4 часа. С удивительным искусством в этот полет, благодаря умелому лавированию парусами, Андрэ удалось опуститься в заранее определенном месте. Замечателен также его научный полет, продолжавшийся 40 часов, в течение которых было покрыто 1500 км и произведено свыше 400 наблюдений.
Можно смело сказать, что в конце прошлого века Андрэ был самым выдающимся воздухоплавателем в мире, не знавшим конкурентов как по достигнутым рекордам, так и по смелости своих воздушных путешествий, которые он осуществлял почти всегда один. По приглашению французского воздухоплавательного общества Андрэ совершает в присутствии многочисленной публики ряд замечательных полетов в Париже.
В 1895 г. Андрэ опубликовал подробно им разработанный чрезвычайно смелый план достижения северного полюса на воздушном шаре. Хотя авторитет Андрэ в ту пору в области воздухоплавания, его смелость и энергия и были достаточно хорошо известны широким слоям общества, его план был встречен с недоумением. Никому не верилось, что Андрэ рискнет на этот полет, а тем более, что найдутся люди, которые согласятся сопровождать Андрэ, ибо он признал, что осуществить свой полет один он не в состоянии. Но когда двое его соотечественников — Френкель и Стриндберг — изъявили согласие разделить его участь, начался большой приток пожертвований, и вскоре нужные средства на полет к северному полюсу были собраны.

Tags: Арктика, Саломон Андрэ, воздушный шар
Subscribe

Posts from This Journal “Саломон Андрэ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments